Метризованная проза

1.термин
Метризованная проза
2.тип термина
объект
3.вид статьи
сокращенная
4.пермутация
Проза метризованная
7.этимология

причастная форма глаг. метризировать (по модели нем. metrisieren) от сущ. метр (от греч. μέτρον ‘мерило, мера, размер’) + проза (от лат. prosa)

8.иноязычные эквиваленты
metrical prose (англ.)
prose mesurée (фр.)
prosa métrica (исп.)
prosa metrica (ит.)
metrisierte Prosa (нем.)
metrická próza (чеш.)
proza metryczna (пол.)
9.синоним(ы)
10.определение
11.альтернативные определения

«Организация речи, при которой стопный или другой горизонтальный ритм (дольниковый, изредка тактовиковый) не сопровождается регулярным, упорядоченным членением на соизмеримые отрезки фразового характера» (Кормилов С. И. Маргинальные системы русского стихосложения. — 1995. — С. 86).

13.пример

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..» (Лермонтов М. Ю. «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..». — 1832).

14.контексты употребления

«Метризованная проза [...] встречается в русской литературе с конца XVIII в., первоначально, когда в ней безоговорочно господствовал ямб, в двусложниковом варианте. Самые ранние ее образцы — переводная миниатюра М.Н.Муравьева “Соболезнование к страждущим. Идиллия. Сочинение Клейста, славного стихотворца немецкого” и песня цюрихского юноши в “Письмах русского путешественника” Н.М.Карамзина. [...] || Все же более продуктивной оказалась метризованная проза на тресложниковой основе (далеко не всегда чисто метрическая). Она представлена в миниатюре Ф.Н.Глинки “Опыт поли-метра” (1826), нескольких произведениях Вельтмана  [...] незаконченном лирическом излиянии М.Ю.Лермонтова “Синие горы Кавказа...” (1832), [...] легендах и повестях Н.С.Лескова из древней жизни (80—90-е годы) [...]. Возможно, интерпретацию в этом ключе допускали и какие-то другие тексты» (Кормилов С. И. Маргинальные системы русского стихосложения. — 1995. — С. 86—87).


«Ритм метризованной прозы бывает более и менее выдержанным. Например, в вельтмановской сцене об Августе и Овидии 581 стопа, 70 абзацев (по 9,1 стопы в среднем), из них равных стихотворным (от 1 до 6 стоп) — 22; абзацев свыше 20 стоп всего четыре. Больше всего абзацев в 8 стоп (11), в 12 стоп (8) и в 6 стоп (6), что понятно, если иметь в виду распространенность 4Я и 6Я, как бы послуживших здесь “исходным материалом”. Остальные виды абзацев встречаются не более чем по пять раз» (Кормилов С. И. Маргинальные системы русского стихосложения. — 1995. — С. 87).


«[...] одн[а] из важнейших проблем типологии метрической прозы — с проблемой разграничения двух основных ее типов, которые условно можно назвать клаузульным и сплошным. Первый позволяет разбить метрически организованный фрагмент текста на условные строки, чаще всего — несимметричные; второй предполагает непрерывную цепь метрических стоп, способную захватить большую или меньшую часть текста. Можно сказать, что клаузульный тип метризации разворачивается либо в полностью метрическую (“мнимую”) прозу или же в полиструктурную композицию, включающую фрагменты метрической и нейтральной прозы; сплошная же метризация, способная организовать целиком относительно небольшие тексты (например, “Синие горы Кавказа...” М. Лермонтова), в условиях увеличения текста неизбежно приводит к появлению метризованной прозы, т.е. такой, в которой метр постоянно выкристаллизовывается, а затем вновь растворяется в нейтральной среде (наиболее очевидный пример — проза А. Белого)» (Орлицкий Ю. Б. Стиховое начало в русской прозе XX в. (опыт типологии) // Славянский стих: Стиховедение, лингвистика и поэтика. — 1996. — С. 59).

15.родовое понятие
21.дисциплина
27.источники
28.автор(ы) статьи
29.ссылка на статью
И. А. Пильщиков. Метризованная проза. Версия от 2022-04-10 // СПСЛ: Тезаурус. — URL: http://cpcl.feb-web.ru//thesaurus/article/201